Культура не хочет себя сохранять.
Традиции, старая школа, незыблемость основ - все это тошнотворно по меньшей мере, а по больше смертельно для тех, кто пытается создавать новое. Разломать старую крепость, чтобы из обломков сложить башню и увидеть с вершины море - примерно так это выглядит, если вы любите романтические метафоры и неточные цитаты Толкина.
Сохранять хочет Министерство Культуры.
И - ну, догадайтесь, куда я приведу под белые руки это сравнение.
Я прочла много отзывов о "Дне Доктора": эмоциональных и прагматичных, радостных и печальных, с критикой и без. Я, в общем, совершенно не против диалога (а какой диалог без разных мнений?). Но бывают случаи, когда все диалоги летят к чертям, потому что - после острого, но, к счастью короткого ощущения "в интернете кто-то неправ" - у одной из сторон просто опускаются руки. У
меня опускаются руки (если хотите конкретики). Как если бы пришлось говорить с Министерством Культуры.
все это, в общем, довольно злой постВы будете смеяться, но история с "традиционными ценностями", так хорошо разыгранная в вашей и нашей политике, началась в ДК-фандоме даже раньше. Всю прелесть размытости термина, всю жажду припасть к истокам, всю нетерпимость к малейшим изменениям, собственничество по отношению к образам-в-своей-голове - все это вы знаете прекрасно, если хотя бы раз читали крупные фандомные обсуждения.
Из последнего:
- почему Клара снова спасла мир? она, может, сама теперь будет летать в ТАРДИС и всех спасать?
- почему Одиннадцатый так вот легко сказал "он всегда так говорит" о дуализме не-желания уходить Десятого (в радости и горе)?
- ну и (the last but not least) почему спасли Галлифрей, это что, ничего теперь не было что ли в ньюскуле? никакой драмы?
Могу предложить сюжет пьесы по мотивам хуниверс-фандома.
Однажды, когда сентиментальность и ностальгия прорвет временно-пространственную ткань, ДК вдруг начнет двигаться туда, куда ему всегда стоило бы двигаться - назад. Доктора и спутники будут говорить реплики наоборот, злобные инопланетяне улетят на свои родные планеты, еще не уничтоженные Временной Войной, хотя сама Временная Война никуда не денется, ее трогать нельзя, потому что, дружочек, ты кажется не понял траекторию нашего поступательного движения. Сейчас объясню.
Почему Клара может спасать мир, спасая Доктора (его моральную составляющую, из которой, в общем и целом, Доктор и состоит), в самом деле. Разве предыдущие спутники делали что-то подобное? Разве Донна позволила себя умолять в Помпеях "спасти хоть кого-нибудь, хоть нескольких человек"?
Почему Одиннадцатый так легко говорит о последней фразе Десятого, он что, имеет какое-то право на рефлексии? Вы еще скажите, что это одна личность.
Почему Дамоклов меч Галлафрея можно снять с совести Доктора - как будто семь сезонов было достаточно. Это все перечеркивает, вы разве не понимаете? Даже если Девятый, Десятый и Одиннадцатый-на-сколько-нибудь-процентов-жизни ничего не будут помнить.
(возьмем антракт для переживания драматичности момента)
Двумя постами ниже Amy Benson написала, что Доктору наконец дали спасти самого себя.
Не просто бесконечно вытаскивать за волосы из болота, как он это делал весь ньюскул, а именно спасти (мне это кажется очень христиански окрашенным, но, в общем, это только мои чувства). То есть, без жертв. Без всех этих спутниц и спутников, радостно несущих себя на алтарь - самостоятельно. Единственный способ исключить моральные терзания, которые в конкуренции с далеками и плачущими ангелами всегда первыми пересекают финишную прямую в эстафете смертельности.
Я именно за это люблю "Доктор Кто".
За Девятого, который не стал убийцей даже тогда, когда никем другим стать было невозможно.
За Десятого, который - не смотря на бесконечную трагичность и беспомощность "я не хочу уходить" - живет дальше в следующей регенерации, и переосмысливает себя, и все равно остается замечательным.
За Одиннадцатого, который выбирает спутников, которые позволяют ему спасти себя самого.