О "Железном Человеке-3"
Я как-то пыталась сравнивать образ фашистов в фильмах СССР и США, выходивших непосредственно во время Второй Мировой. Отличия были существенные: советские кино-фашисты людьми в принципе не были - там демонизация достигала пика, как в "Однажды ночью" Козинцева, где герой, в котором опознали немца, начинает дьявольски улыбаться и говорить с акцентом (ну а как же ещё). Причем, важно - демонизация была даже анималистическая отчасти. Месседж прозрачен: это звери -> их нужно убить.
В фильмах США - по крайней мере, тех, которые я видела - был противоположный образ: умные, аккуратно выглядящие злодеи, у которых достаточно своих (вполне возможно, высоких) идеалов, но они не сходятся с идеалами Америки, а потому плохи. Вспомните полковника Штрассера из "Касабланки": он там человек вполне умный и без перегибов в бессмысленную жестокость, но в финале всё равно (конечно), погибает, потому что как же иначе.
И дальше по аналогии: протагонистами в СССР были Высокоморальные и Самоотверженные коммунисты, как та девушка и летчик из "Однажды ночью". Главным героем у американцев был протагонист Хэмфри-Боггарт-стайл: не слишком умный, с ограниченным словарным запасом (не в пример фашистам!), достаточно циничный и достаточно смелый человек. Если бы мне пришлось выбирать, я бы отметила галочками советских протагонистов и американских антагонистов, но, боюсь, смесь эта слишком горючая для нашего маленького мира.
Ну и вот.Ну и вот. "ЖЧ-3" целиком продолжает американскую традицию положительных/отрицательных героев, с поправкой на постмодерн и изменившиеся реалии жизни.
Антагонист - всё тот же умник, продумавший изменение мира в соответствии со своими собственными идеалами. Правда, теперь есть поправка на прошлое: тринадцать лет назад антигерой был нечесанным хромым ботаном, но потом подстригся, сделал пару операций, отбелил зубы - и вот уже расцвел во всей красе своих недобрых намерений. Тут стоит добавить, что я (как ни стараюсь), поверить во флешбеки до конца не могу - уж слишком они гиперболизированные, но так для комикса и нужно, пожалуй. Пусть Гай Пирс и дальше (время от времени) играет всяких обиженных жизнью гиков: когнитивный диссонанс ещё никому не вредил.
Тони Старк - тоже не вполне тот герой, которых давали Боггарту. У него вполне серьёзные рефлексии, странные взаимоотношения со своими костюмами (оставлю комментарии Фрейду), а ещё он, конечно, очень умен - хотя внимание на этом особо не акцентирует (насколько это возможно в канве фильма, где каждую минуту палит или взрывается одно из его "изобретений").
От не-смерти Пеппер никакого эмоционального отклика у меня не случилось; слишком ясно было, что бог из машины в виде вот той технологии, ради которой её предусмотрительно раздели, всё равно спасёт ситуацию. В целом, теперь мне окончательно ясно, до чего бесполезно сравнивать Бетмена (Нолана) и ЖЧ: первый в финале стал настоящим Christ-figure (и вот как раз там катарсис был настоящим), второй на это никогда не претендовал. Что не мешает любить их обоих.