О Кларе, Докторе и взаимных мотивахПочему Клара путешествует с Доктором? Потому что (это интересно, захватывающе, он спас её единожды и обещал показать Вселенную). Почему Доктор путешествует с Кларой? Чтобы объяснить её "невозможность".
Мне очень не нравится провисание первого вопроса, пусть оно и вызвано (предположим) сюжетом. Я не понимаю, что за роль у Клары - и даже с предположениями играться не могу. Она слишком цельный спутник, слишком самодостаточный и взрослый - "слишком" для драматической истории, где всегда должен быть вектор развития. А тут развивается только Доктор.
Роза была Марией этой истории, Марта - Марфой. Донна мечтала о приключениях, Эми - о Питере Пэне. И все они взрослели, постепенно и непросто. Оступались, разочаровывали в себе, восхищали широтой сердцедвижений. Но где в Кларе - не сердцедвижения, но предшествующие перемены? В этом ведь суть: показать зарождение конфликта, его развитие и - разрешение. Только тогда качества героя ценятся (или осуждаются). Константа не волнует, даже в форме гиперболы (прекрасной или отвратительной). Это условие задачи по эматии, не её решение.
Единственный раз, когда характер Клары "вскрыли", отодвинув тон бойскаута и первой ученицы класса, был в (таком далеком сейчас) "Asylum of the Daleks". Тут нечего описывать: вы все помните сцену с "I'm human, I'm not a dalek". Но даже она схлопывается, когда Освин берёт себя в руки и произносит начавшийся рефрен "run, you clever boy and remember".
Чтобы вы поняли: у меня нет никакого желания не любить Клару ради самого процесса.
Мне, скажем, очень нравится наблюдать её с детьми: не теми невнятными детьми из рождественского спешла (там вообще многое было невнятно), но с такими детьми, как Мэри из "The Rings of Akhaten". В этом она очень подходит Доктору: равноценный второй взрослый, точно так же, как он, способный и на ребячества, и на ответственность. Вот Эми была скорее ребёнком - даже в собственном материнстве. Ривер была почти-таймлорд и вроде бы равной, но мне вспоминается её "никто не любит тебя больше, чем я" в "The Wedding of River Song", и Доктор, с усталой решительностью скрепляющий галстуком-бабочкой свою и её руку - и я не могу до конца поверить в равенство. Никто не жертвовал ради Одиннадцатого больше, чем Ривер. Но зрелость, к сожалению (или к счастью), определяется не этим.
(если уж говорить о зрелости, то для Ривер она наступает в финале "The Angels Take Manhattan" - и то, куда это её приведет, слишком печально и общеизвестно, чтобы продолжать)
А ещё, конечно, есть Доктор и его очки.
Которые он даже не подумал отдать в качестве "ценного воспоминания". Которые "властью несбывшегося" могли перекормить монструозное солнце так же, как и лист Клары.
Кто тебе обещал, что будет больно только секунду.