"Фауст" Сокурова идет как-то особенно тяжело, - хотя экспрессионизм и заимствования у старой немецкой школы очевидны. Всё это искаженное внешнее (но в действительности внутреннее, конечно) пространство, давящая атмосфера, ощущение тесноты, грязи, обнищания умов. Мне очень нравится Мефистофель: это такое плешивое бесполое существо, с ватным телом и "обыденной мистикой" в каждой фразе. "Заключайте с ним контракт как положено" - говорит Фаусту один из клиентов черта, сто пятидесятый в очереди. Нет в этой очереди ни королей, ни римских пап - одни мелочные бюргеры. Они же вьются вокруг Мефистофеля постоянно, как рой мух. Поразительно, но он - отвратительный внешне - остается при этом абсолютно чистым, о чем сам и говорит.
"Хочется жить полной жизнью, а силенок-то маловато..."
Не могу понять, хорошо ли возвращение к экспрессионизму - пусть даже и в артхаусе. Это далеко не самое прогрессивное направление. И что его вызвало? Надо думать.